История пассажирских перевозок в Лужском районе

История поселения Луга имеет примерно такой же возраст, как и возраст Великого Новгорода.
В ХIII веке Луга была одним из пограничных форпостов Русского государства. В 1777 году село Луское было переименовано в город Лугу.
В 1857 году через Лугу прошла Варшавская железная дорога, что стало большим толчком к развитию города.
В 1935 году был организован Лужский филиал Ленинградского автобусного парка № 3, что позволило открыть в 1935-1936 гг автобусные маршруты Луга-Заполье и Луга-Городец.
21 октября 1939 года в Ленинградской области Управлением автотранспорта было организовано 12 межрайонных АТК, в том числе и Лужская АТК. До войны в Лужской АТК было два десятка автомобилей ГАЗ-АА. С началом войны автомобили были направлены в действующую армию.

В период Великой Отечественной Войны для пополнения армейских автомобильных подразделений создавались автороты из 20-22 летних девушек. После войны эти женские формирования направлялись на комплектование гражданских автохозяйств.
После окончания войны, в августе 1945 года в городе была организована Автотранспортная контора (ул. Шлиссельбургская, 26).
В апреле 1946 года в состав бывшей военной Автоколонны № 48, насчитывавшей 95 автомобилей ГАЗ-АА, вошла Лужская АТК, имевшая 5 полуторок и 5 лошадей.
И уже в первом полугодии 1946 года АК 48 по итогам соцсоревнования вышла на третье место в РСФСР.
В 1945 году был открыт первый послевоенный автобусный маршрут Луга-Оредеж. В 1946 году в автоколонне уже было несколько автобусов и 70 грузовиков. В 1946 году действовали маршруты до Заполья, Городца, Толмачева.
К весне 1948 года в районе работало уже 6 автобусных маршрутов, ходили также автомобили-грузотакси. В середине мая 1948 г, после поступления еще нескольких автобусов, были открыты маршруты Луга-Торошковичи и Луга-Передольское.
В начале 1948 года в Лужской автоколонне было развернуто массовое движение “шоферов-стотысячников”. Большинство лужских водителей взяли на себя обязательства довести пробег закрепленных за ними автомобилей до 100 тысяч, а автобусов – до 60 тысяч километров без капремонта.

Пассажирские перевозки в Лужском районе
Первым шофером, добившимся такого пробега, был В. И. Исаков. Ему, а также водителю М. Р. Шагову, повторившему достижение товарища, 10 июня 1948 года были присвоены звания лучших шоферов Луги.
Подвижной состав грузовиков в то время состоял в основном из автомобилей ГАЗ-АА и ЗиС-5. Автобусы были марки ГАЗ-АА.
С 17 августа 1948 года на линию Луга-Городец был выделен 24-местный городской автобус. Городское автобусное движение в городе Луге было организовано 6 ноября 1948 года. Был открыт трехкилометровый маршрут Вокзал- 7-я Заречная улица.
Два новых автобуса АТУЛ-ЛО 1 стали работать на этой линии с 7.00 до 22.30 с интервалом 10-15 минут.
На автостанции Луги, спустя некоторое время после поступления новых автобусов, можно было увидеть такие объявления: “Автоколонна 48 предоставляет заказные автобусы на экскурсии в г Ленинград и другие города по безналичному расчёту. Автобусы следуют по историческим местам. За справками обращаться ул Шлиссельбургская, 26. Телефон 1-39, 2-14”.
В конце мая 1949 года АК 48 получила легковой автомобиль Победа, спустя несколько дней-еще один. Это позволило организовать в городе работу такси.
В конце марта 1951 года в Лужскую автоколонну поступили два новых 21-местных автобуса. С 1 апреля они вышли на Толмачевскую и Городецкую трассы.
Пассажирские перевозки в Лужском районе
Несмотря на то, что дороги в районе, да и в самой Луге еще были очень плохими и автобусы часто получали повреждения ходовой части, в 1950-е годы обязательства водителей-передовиков по безремонтному пробегу возросли до 150 и 200 тысяч км. В 1951 году таких водителей в Лужской автоколонне было уже 50, т е более половины всех шоферов!
Лучший водитель автобуса Исаков к 1 марта 1952 года прошел на своем АТУЛе-ЛО 4 без капремонта 210 тыс км.
В начале марта 1952 года Лужская автобусная станция получила 6 новых автобусов. Движение на шести имеющихся маршрутах было усилено.
В середине ноября 1952 года в Лугу пришли из Москвы два новых автобуса ЗиС-155.
Они стали работать на линии Луга-Городок. Поступление ЗиСов продолжилось и в следующем году. Благодаря их приходу городское автобусное движение в Луге стало регулярным.
В начале июля 1953 года полученный АТУЛ-ЛО 2 стал десятым по счету автобусом в Лужской автоколонне. Всего в 1953 году Луга получила 3 новых автобуса и 45 грузовиков.
В начале 1954 года в Лужской АК 48 было 4 автобуса ЗИС-155. В августе 1954 года поступило два автобуса ГЗА-651, легковое такси Победа и два грузотакси. В октябре этого же года поступило два ЗИСа-155, а в январе 1955 г ещё один. Ещё два новых автобуса ЗИС-155 пришли в июле 1956 года.
В конце февраля 1957 года Лужская АК 48 пополнилась ещё двумя ЗИСами-155. Они вышли на маршруты Мясокомбинат-10-я Заречная, вокзал-Луга III и заменили грузотакси на линии Оредеж-Мошковые Поляны
Пассажирские перевозки в Лужском районе
В 1956-1957 гг ЗИСы-155 ("бычки") стали отправляться на капитальный ремонт. При норме пробега без капитального ремонта в 140 тыс км автобус ЗИС-155 водителей В. Исакова и А. Михайлова прошёл с 7 ноября 1952 г по май 1956 г двести восемьдесят тысяч км.
Последние два автобуса этой марки работали в Луге до 1965 года.
В 1954 году действовало 4 автобусных маршрута и 4 маршрута грузотакси: Луга-Торошковичи, Луга-Батецкая, Луга-Голубково и Луга-совхоз им Володарского.
На февраль 1954 года в Луге было 14 автобусов, действовало 7 автобусных маршрутов и 7 маршрутов грузотакси.
На июнь 1957 года в Лужском районе было 16 маршрутов автобусов и 6 маршрутов грузотакси.
В марте 1958 года в Лужской АК 48 насчитывалось 22 автобуса. На июнь 1959 года действовало 24 маршрута, парк автобусов составлял 29 единиц.
видео города Луга, 1958-1959 гг.
В 1950-е годы в Лужской автоколонне были построены гаражи и ремонтная зона, так как после войны все подсобные цеха и ремонтные мастерские ютились в обычных землянках на территории парка.
С 1 марта 1957 года в Луге были введены месячные проездные на потребителя. С 1958 года Лужская Автоколонна стала пополняться автобусами ЛАЗ. К началу лета 1959 года в Лугу поступили 3 автобуса ЗИЛ-158. В 1960 году появились ПАЗы-652 для сельских линий. Общее количество автобусов в парке составило 41 ед.
На январь 1962 года в Лужском районе действовало 25 автобусных маршрутов. Количество автобусов же за период 1957-1962 гг возросло вдвое.
В 1964 году автоколонна 48 получила новое название – Автохозяйство №130. В 1965 г в Луге было открыто трансагентство.
на август 1965 года в Луге действовало 32 автобусных маршрута и 5 маршрутов грузотакси, действовали грузотакси свободного проката, число автомобилей в АТХ-130 достигло 310 единиц. В январе 1966 года в Лужском автохозяйстве было 57 автобусов, из них на городских маршрутах работало 15.
Пассажирские перевозки в Лужском районеПассажирские перевозки в Лужском районе
В 1967 году в Лужском АТХ-130 появились молодёжные автобусные экипажи “Юность”, “Молодёжный”, девизом которых стало отличное обслуживание пассажиров.
В начале 1968 года в Лугу поступил автобус ЛАЗ-697 Е-Турист.
На начало 1968 года в Лужском АТХ был 51 автобус 3 грузотакси и 5 легковых такси. В 1968 году поступило 11 автобусов, которые заменили грузотакси и частично обновили парк.
1971 г – в Луге начал строиться новый автовокзал.
Пассажирские перевозки в Лужском районе
В январе 1972 года на городских маршрутах Луги работало 15 автобусов, в их числе 8 машин-без кондукторов.
Из-за нехватки кондукторов раньше количество автобусов на линиях не превышало 6-7. В январе 1972 года в Лугу впервые поступили четыре 110-местных автобуса ЛиАЗ-677. Основная их часть была получена для обслуживания нового городского маршрута до завода Белкозин, построенного в Луге.
В 1972-1973 годах ЛиАЗы-677 также поступали в Лугу. Но проблемой эксплуатации этих автобусов была нехватка к ним запчастей.
В 1973 году на 47 маршрутах парка работало 80 автобусов.
В 1973-1974 годах Лужское АТП впервые получило автобусы марки Икарус. Поступило 4 междугородных автобуса Икарус-255.
В 1976 году число автобусов, работавших на линии, достигло 95 ед.
В 1977 году в Лужском АТП-130 было 23 такси М-24-01 и два М-24-02. Автобусов насчитывалось 124. Автобусов городу не хватало (32 машины работали в заказе, возили сельских строителей)
видео города Луга, 1970 г.
В 1978 г в Луге было начато строительство Пассажирского АТП на Ленинградском шоссе. Весной 1981 года оно было открыто. Все автобусы и таксомоторы были переведены сюда с территории АТП-130, которое размещалось на ул Свободы, 42.
С 1 ноября 1975 года в Луге и Толмачёво на городских и маршрутах со смешанным тарифом (125, 149, 150) был введён безкассовый проезд.
В 1978 году поступило 14 новых автобусов. На АТП было создано шесть соревнующихся между собой автобусных бригад. Маршруты 2, 9, 131 включились в соревнование за право называться маршрутами образцового обслуживания населения.
Пассажирские перевозки в Лужском районе
 На сентябрь 1980 года в АТП насчитывалось 130 автобусов, 15 такси и 439 грузовых машин.
Весной 1983 года на городских маршрутах работало 27 автобусов. В марте 1985 года на маршруте № 1 начала внедряться полуавтоматическая диспетчерская система “Нальмас”.
Кроме Лужского ПАТП в 1980-е годы в городе работала также бригада Ленинградской автобазы “Турист”: несколько автобусов ЛАЗ-697, 699 Р и Икарус-256.
На май 1988 года в Лужском ПАТП насчитывалось 160 автобусов (из них 21 имел пробег более 500 тыс км, а 11 было полностью самортизировано).
В 1988 году в ПАТП было разрешено брать в аренду автобусы, работающие по маршруту Луга-Мшинская, а так же легковые таксомоторы.
На октябрь 1990 г Лужским ПАТП обслуживалось 9 городских, 10 междугородных и 69 пригородных маршрутов.
В июне 1992 года на маршрутах работало 115-120 автобусов, из них в городе-28-30. К концу года на городских маршрутах осталось только 16 автобусов. Из-за нехватки бензина в графике движения городских автобусов был сделан перерыв с 8.30 до 12.00.
На 1 января 1991 г в Лужском ПАТП числилось 158 автобусов.
В 1992 г было списано 27 автобусов, и по состоянию на март 1993 года в ПАТП числилось 133 автобуса. Из-за проблем с запчастями и бензином интервалы движения сильно увеличились, 40 автобусов стояли в разукомплектованном виде, выпуск составлял 90 автобусов.
В 1993 году произошло уплотнение графика движения на сельских маршрутах, было сокращено количество городских рейсов.
В начале 1994 года на линиях работало 80 автобусов, а к апрелю этого же года 63-65. На сентябрь 1995 года численность парка составляла 102 автобуса и 2 такси.
В 1996 году Лужское ПАТП вошло во вновь образованный "Леноблпассажиравтотранс".
Пассажирские перевозки в Лужском районе
В 1997 году часть рейсов было переведено в режим маршрутных такси. На линиях до Слапи, озера Толони, Скреблово, с/х им Володарского, Радгостиц, Вычелобка, Оредежа, Б Озерцов и других работало 12 автобусов-такси.
В феврале 1998 года Лужское ПАТП получило 7 новых автобусов Икарус 263.10. Автобусы были освящены священником Череменецкого монастыря. С поступлением Икарусов были добавлены рейсы на маршрутах до Городка, Слапи, поселка им Дзержинского, а так же на городских маршрутах 1, 2 и 8.
К осени 1999 г в Лужском ПАТП осталось 70 автобусов.
В 1999 году ПАТП первым в области освоило капитальный ремонт автобусов ЛАЗ 695 Н и ЛиАЗ-699 Р. Экономия средств по сравнению с услугами Тосненского АРЗ составила 100 тысяч рублей с каждого автобуса.
Водитель Соловьев Г А первым в Луге получил ЛАЗ-697 Турист, потом работал на двух автобусах Икарус, на которых прошел по 1 миллиону километров.
В 2000 г с помощью МО "Лужский район" были приобретены два автобуса ЗиЛ-3250. С целью увеличить реализацию проездных автобусных билетов, парком была организована лотерея.
В 2002 г Лужское ПАТП при содействии Правительства Ленинградской области получило несколько автобусов, ранее работавших в городах Швеции.
В 2003-2005 гг было получено несколько автобусов НефАЗ и ПАЗ.
С 2003 года в Луге появились частные перевозчики: ООО "Такси-имидж" и другие.
На 1.1.2005 в Лужском ПАТП было 55 автобусов, из них 56% свой ресурс отработали.


Вы можете добавить "ЛУГА новости" в "Мои источники".

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе Читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.